Click to order
Total: 
- КОЛЛЕКЦИЯ -
Игрушки-«воспитатели»
ПУПСЫ
В первые годы существования СССР одним из самых острых вопросов по игрушкам стал вопрос о куклах. Как и многие игрушки, оставшиеся в семьях после Октябрьской революции, они казались идеологически неправильными, потому что, по мнению педологов того времени, поощряли индивидуальную игру. А в советском детском коллективе и игры должны были быть коллективными. Однако позже, благодаря статье Н.И. Крупской о воспитании детей, куклу реабилитировали. Журнал «Советская игрушка» 1935 года в своей классификации игрушек даже отнёс кукол к образным и сюжетным игрушкам, помогающим расширить кругозор ребенка и социализироваться.

Куклам-пупсам, как в этой коллекции, отводилась особая роль. Методисты рекомендовали играть с пупсами таким же маленьким детям, чтобы эти игрушки помогали мальчикам и девочкам пройти этап самоидентификации. По этой же причине детям помладше предназначались пупсы, похожие на них самих, в обычных одёжках, а детям постарше — тематические: в форме октябрёнка, пионера, красноармейца и т.д.

Преимущество и одновременно недостаток резиновых игрушек перед жестяными — их пластичность. С одной стороны, с резиной можно было сделать игрушки с плавными формами и не бояться, что малыш проглотит какую-нибудь деталь. С другой стороны, этот же факт не дает возможность сделать чёткую прорисовку черт лица или мордочки, поэтому в промышленном масштабе могли получаться довольно необычные версии игрушек.

Большинство пупсов из нашей коллекции выпущены ленинградской фабрикой «Красный треугольник», которая специализировалась на выпуске резиновых изделий и игрушек в том числе.


ЖИВОТНЫЕ

Общая закономерность в такого рода пупсах — их нарочитое приближение к детскому восприятию
Например, животные могли изображать сказочных персонажей. Вот этот жёлтый медвежонок с подвеской на шее и в голубой жилетке — явно отсылка к народным сказкам, скажем, о трёх медведях.

Были игрушки, которые «очеловечивали» животный мир. В частности, в нашей коллекции есть слон-медбрат — аллюзия на Бегемота, который боялся прививок, и Айболита.


Зайка, управляющий санками
Но были экземпляры, которые изображали животных похожими на настоящих. Часто это были именно детёныши. К таким в нашей коллекции мы бы отнесли парную игрушку утки с лягушкой:


Кукарекающего петушка

Ослика

Страуса

Щенка Тявку

Пуделя Арто

Винни-Пуха

Рысь

Птичку в гнезде

Барашка
Особняком в коллекции стоит этот телёнок, поскольку, в отличие от предыдущих «собратьев», ему можно было поменять положение головы.

ПУПСЫ С ПРОФЕССИЯМИ
Как было сказано выше, пупсы должны были не только помогать ребёнку узнавать себя, но и рассказывать ему об окружающем мире. Форма пупса помогала мальчику и девочке узнать себя в герое и «примерить» на себя недетскую профессию. Поэтому появлялись такие пупсы, как водолаз.


Космонавт

Стюардесса и пилот

Повар и врач

Солдаты-красногвардейцы (отсылка к Мальчишу-Кибальчишу Аркадия Гайдара)
ПУПСЫ-ДЕТИ
МАЛЫШКА В ШУБКЕ
КУКЛА АЛЁНА
КУКЛА ТАНЯ
КУКЛА МАША
Какие-то игрушки были явно «постарше», без пухлых младенческих щёчек, в более сложных костюмах или с приметами «взрослости», например, ранцем.
КУКЛА ЮЛЯ
КУКЛА МИША
Особое внимание мы хотим обратить на эти две пары игрушек. Первая представляет собой мальчика и девочку в купальных костюмах:

Вторая — это пупсы из африканских племён, что намекает на годы производства игрушек. В 1960-х СССР сыграл большую в роль в деколонизации Африки, и не отразить этот политический факт в игрушках было бы странным