Click to order
Total: 
Игрушки Киевского Механического завода им. Н.Ф. Ватутина
- КОЛЛЕКЦИЯ -

ВАТУТИНКИ

Этот завод открыли в самом сердце Украины в 1944 году после освобождения этой территории от фашистских войск. Там стояли и станки XIX века, которые ещё в 1980-х отпраздновали 100 лет со дня ввода в эксплуатацию, и станки немецкого производства, которые привезли из Германии в конце войны. До 1952 года завод в основном производил трёхколёсные велосипеды для малышей, но после этого года началась эра заводных машинок и медведей.

В 1987 году из названия «Киевский экспериментально-механический завод игрушек имени Н. Ф. Ватутина» убрали слово «экспериментально-», а само производство перестало быть частью «Укрпромигрушки» — объединение ликвидировали. В этом же году на заводе трудились более 600 человек, выпускалось 50 видов игрушек, причём не только заводных, но и электромеханических. Игрушки не раз отмечали на всесоюзных выставках, экспортировали в страны соцлагеря и капиталистические государства.

После распада СССР киевский завод постигла типичная для того времени судьба: мощности завода резко упали, средства на амортизацию производства почти не поступали, так что он перестал составлять конкуренцию импортным игрушкам.


ТРАКТОР ГУСЕНИЧНЫЙ
Эта игрушка Киевского механического завода имени М. Ф. Ватутина отмечена Дипломом третьей степени на одной союзных выставок товаров. Есть за что получить такую высокую награду. Синий трактор 1964 года из нашей коллекции не был настолько детализирован, чтобы тягаться с зарубежными аналогами, но выглядел мощно!

Все выходные данные трактора были внутри, в краткой инструкции, на крышке коробки размещалось только название игрушки на украинском языке, принцип её работы, название завода и печать о награде.

ВЕЗДЕХОД-САМОСВАЛ
Эта игрушка Киевского механического завода имени В. Ф. Ватутина предназначалась детям от 3 до 5 лет. Зелёный вездеход на гусеничном ходу мог не только перевозить груз, но и сбрасывать его вниз с помощью рычага в кабине водителя.
Коробка была выполнена в типичном для завода имени Ватутина стиля: всё самое главное и цветное — на крышке коробки, все изображения — на верхней её части.
АВТОТУРИСТ
В конце 1960-х тот же киевский завод, что выпустил гусеничный трактор, стал не просто механическим, а «экспериментально-механическим». Это подтверждает наименование завода на коробке от этой игрушки.
Надо сказать, что изображение на зелёной крышке коробки имело мало общего с реальной игрушкой. Прежде всего, это касается водителя. За рулём сидит не человек, а мишка в синей кепке. Кроме того, на «восьмёрке», по которой предстоит кататься этому мишке, нет ни одного светофора, а все водители и пешеходы на металлической подложке будто бы конфликтовали только друг с другом, но никак не с нашим туристом!
Он поступал на полки в большой плоской коробке, каждая деталь внутри лежала в своём отделении. Рисунок на коробке был под стать конструктору: чёткий, плоский, контрастный.
АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ
Это заводная игрушка также выпускалась на Киевском экспериментально-механическом заводе игрушки им. Н.Ф. Ватутина. С ней дети могли «заправить» автобус со зверятами топливом, чтобы отправиться в дальние дали. Для кругового движения игрушки у станции была резиновая ограничивающая лента.


Коробка была сделана из коричневого картона с красной картонной крышкой и синими надписями с белыми начальными буквами на украинском языке.
СТАНКОВЫЙ ПУЛЕМЁТ
Конструкция этого игрушечного металлического пулемёта Киевского экспериментально-механического завода игрушки им. Н.Ф. Ватутина напоминала пулемёты системы «Максим». Пулемёт заводился с помощью ключа. У нас он представлен в двух вариантах зелёного цвета.
На картонной коробке все надписи сделаны на украинском языке. Отдельно на крышке было указание, чтобы дети не играли со спичками — редкое упоминание на коробках советских игрушек.
МОТОЦИКЛИСТ
Технические документы игрушки говорят о том, что в момент её выпуска (1992 год) Киевский экспериментально-механический завод имени В. Ф. Ватутина стал уже заводом игрушки, но ТО на её коробке стоит ещё с времён УССР, с 1987 года. Так что она по-прежнему может считаться советской.
Игрушка была электромеханической. Чтобы мотоциклист «поехал» куда ему вздумается, у него должен был быть исправно работающий пульт и валик, а также батарейки с зарядом. В белоснежном костюме и на красном мотоцикле, водитель сего транспорта выглядел шикарно. Кстати, детали на его костюме и черты лица были выполнены относительно неплохо.
Вместо больших надписей прямо на крышке коробки на ней красуется рисунок мотоциклиста, а все пояснения в виде производителя и названия вытеснены на боковые стороны крышки.
ЭСТАКАДА
Один из самых необычных конструкторов 1985 года из нашей коллекции производил Киевский экспериментально-механический завод имени В. Ф. Ватутина. Авторы конструктора предлагали собрать не просто машину или дом, а целую дорожную развязку! Правда, из деталей этого конструктора можно было сделать самые фантастические дороги. Даже вариант сборки эстакады из инструкции имел мало общего с реальностью. Но это и придаёт ей особый шарм.
В комплект также шла машинка с нарисованным водителем для тестирования дороги.

За счёт величины деталей коробка была сделана в виде вытянутого по длине параллелепипеда. А её цветовое решение было изящным: в основе композиции белый цвет, а детали — приглушённого изумрудного, фиолетового и кирпичного цветов.