Click to order
Total: 
Мечты советских инженеров в детских игрушках
- КОЛЛЕКЦИЯ -

КОНСТРУКТОРЫ

В нашей коллекции представлено 14 конструкторов: и металлических, и пластиковых, и для малышей, и для школьников.
Профессия инженера в Советском Союзе была одной из самых почётных, ведь именно они придумывают конструкции новых летательных аппаратов, домов, ракетных установок, тоннелей… Чтобы таких специалистов по всему СССР было больше, советское руководство решило, что их надо растить с самого детства. А отличный способ привить детям интерес к разработке новых решений и любовь к труду — игрушечные конструкторы.

«Сборно-разборные игрушки и конструкторы развивают у детей способность к анализу предмета, формируют навыки конструирования скрепления деталей разными способами, разнообразного объединения их между собой для создания нескольких конструкций, работы с простейшими инструментами», — писала кандидат педагогических наук А. Ф. Митькина из педагогического отдела НИИ игрушки.
АВТОКОНСТРУКТОР
Петровский электромеханический завод «Молот» из Саратовской области занимался не только выпуском изделий для оборонной промышленности, но и таких детских конструкторов. Из 150 деталей из комплекта можно было собрать грузовички разной длины и загруженности.

Он продавался в картонной коробке с наклеенными рисунками грузовика и описанием деталей.
Ещё один автоконструктор из нашей коллекции изготавливала Лобненская фабрика пластмассовой игрушки из Московской области. Суть конструктора была в том, что к кабине водителя прикреплялись разные «отделения», для перевозки грузов или пассажиров.
Все детали поставлялись в коробке из коричневого картона с приклеенным к крышке изображением конструктора. Любопытно, что на этом рисунке отмечены только два варианта сборки, остальные можно найти в инструкции.
КОНСТРУКТОР «ЮНОСТЬ» № 3
Тушинский машиностроительный завод (г. Москва) выпускал несколько видов пластмассовых конструкторов, у нас есть, как видно из названия, третий вариант. С помощью него можно было собрать 44 различных модели: от схематичного акробата до самолётной карусели.
Посмотрите какие сложные модели карусели:

Он поступал на полки в большой плоской коробке, каждая деталь внутри лежала в своём отделении. Рисунок на коробке был под стать конструктору: чёткий, плоский, контрастный.
ЮНЫЙ ФАНТАЗЁР
Его делали на производственном объединении в Новосибирске с типичным советским названием «Тяжстанкогидропресс». В отличие от предыдущих конструкторов, он был рассчитан на дошкольников и детей младшего школьного возраста. Поэтому его детали раз в пять крупнее. Из них можно было сложить как минимум 32 фигуры — именно столько предлагали создатели в инструкции.
РЕЧНАЯ ПРИСТАНЬ
Это уникальная игрушка по нескольким причинам. Во-первых, это деревянный конструктор кораблей. Все конусы, цилиндры, кубы собраны для того, чтобы ребёнок мог «построить» яркий цветной кораблик на свой вкус. Во-вторых, можно было строить не только корабли, но и пристань. В-третьих, производитель игрушки — фабрика «Заря» города Боровска Калужской области — не поскупился на деревянную коробку для хранения игрушки! Правда, и цена поэтому была выше: у конструктора «4 сорта» она составляла 5 рублей.

СТРОЙМАТЕРИАЛЫ «МАЛЫШ»
Этот деревянный конструктор производили сразу две архангельских фабрики: Фабрика деревянной игрушки и Ломоносовский промкомбинат.
Цвета кубиков, конусов, параллелепипедов в них почти не отличались, стоили оба набора тоже одинаково — 2 рубля 40 копеек, но собрать из их 24 деталей можно было всё что угодно!
GROSSBLOCK
Под таким названием его запомнили большинство детей Советского Союза, ведь именно это слово было самым большим на коробке. Точно такая же история произошла и с производителем: на логотипе красовалось название Plaspi, в то время как название самой фирмы было гораздо более длинным — Plastspielwaren Waltershausen.
Наш Grossblock третьего типа был выпущен в 1976 году. Из него можно было собрать двухэтажный дом с балконами и трактора с прицепом. С конструкторами других типов открывались возможности постройки гаража и других многоэтажек. Имея все варианты конструкторов, дети могли построить целый жилой комплекс или дом-гигант.
Детали конструктора были упакованы в полиэтиленовые пакетики, а пакетики — в большую синюю коробку из белого картона. Кстати, на нашей, помимо надписей на немецком, есть ещё и французское описание.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИГРА «КОНСТРУКТОР»
Вот он, настоящий металлический конструктор с винтами, скобами и гаечными ключами! Кажется, из него можно было собрать что угодно: предметы мебели, машины, мопеды, танки, станки, самолёты и огромные башенные краны. Инструкцию давали только к 31 варианту сборки, но и их достаточно, чтобы занять детей на пару часов.
Все детали выходили в серой пластмассовой коробке, у каждой из них было своё отделение. Конкретно наша коробка — 1986 года выпуска.
Конструктор производил 8-й государственный Ордена Трудового Красного Знамени подшипниковый завод. Сейчас он известен под менее длинным названием Харьковского подшипникового завода.


КОНСТРУКТОР № 2
Конструктор с девизом «Собери сам», который, судя по инструкции, входил в серию «Техническая игра», предлагал сделать из деталей 24 варианта моделей, в том числе акробата, дорожного мастера, спортивный трёхколёсный автомобиль, ветряную мельницу и т.д.



Отметим, что детали в коробке были жёлтыми, синими, черными и золотистыми, так что получившиеся машинки и строения были яркими.
Сама коробка была белой, с рельефной надписью «Конструктор», а все остальные её данные — номер, пример сборки — на бумажном листе сверху.
КОНСТРУКТОР «КОСМОС»
Инструкция по сборке с вариантами моделей
Любопытно, что хотя дизайн коробки с течением времени практически не поменялся (на ней оставался один и тот же рисунок жёлтой ракеты во время запуска на синем фоне), принцип хранения деталей внутри изменили. В более поздней версии разные виды деталей отделены не только друг от друга одной перегородкой по бокам, но ещё и от борта коробки. Получался своеобразный картонный вкладыш, который крепился к коробке степлером.

ПАТРУЛЬНАЯ МАШИНА
Творение Московского завода игрушек «Кругозор», из которого можно было собрать два варианта машины: с синей крышей и «мигалкой» и без них.
Коробка у этой машинки в целом повторяла дизайн сборно-разборной «Волги», однако была выполнена в жёлтом цвете. Обратите внимание, что на неё сохранился старый логотип завода. Более поздние модели выходили уже с привычным логотипом мальчика и девочки, держащихся за руки.
ПОЖАРНАЯ МАШИНА
Собиралась по тому же принципу, что и другие конструкторы Московского завода игрушек «Кругозор», но, по сравнению с предыдущими, у неё было преимущество в виде вытягивающейся далеко вперёд пожарной лестницы. С такой машиной хоть на девятом этаже пожар туши!

Дизайн коробки полностью совпадал с конструктором «Волга», разве что отличались схемы и название.
ТРАКТОР
Как в Советском Союзе автомобильные заводы выпускали игрушечные модели реальных автомобилей, так и ГДРовский тракторный завод Schönebeck, просуществовавший до 1990 года, создавал конструкторы своих тракторов. В этой сборке предлагали воссоздать из деталей две модели: самоходное шасси РS 09 и трактор для обработки хмеля RS 56.
Инструкция была написана как приключение: сельскохозяйственники и трактористы дали задание инженерам создать новую универсальную модель трактора. Инженеры её придумали, а теперь ребёнок должен повторить их путь сборки. Поэтому сразу после последовательности соединения деталей авторы игрушки давали пояснения, как устроено это конструкторское решение и почему оно выгодное. Там же, в инструкции, было небольшое предисловие о том, как продуктивно сотрудничают между собой ГДР и СССР.
Забавный факт о коробке: для поставки в СССР верхнюю надпись «Наша ПОТОЧНАЯ линия производства», которая была на оригинале, дословно перевели на русский язык, хотя в Советском Союзе эти модели не выпускали.

ЭСТАКАДА
Один из самых необычных конструкторов 1985 года из нашей коллекции производил Киевский экспериментально-механический завод имени В. Ф. Ватутина. Авторы конструктора предлагали собрать не просто машину или дом, а целую дорожную развязку! Правда, из деталей этого конструктора можно было сделать самые фантастические дороги. Даже вариант сборки эстакады из инструкции имел мало общего с реальностью. Но это и придаёт ей особый шарм.
В комплект также шла машинка с нарисованным водителем для тестирования дороги.

За счёт величины деталей коробка была сделана в виде вытянутого по длине параллелепипеда. А её цветовое решение было изящным: в основе композиции белый цвет, а детали — приглушённого изумрудного, фиолетового и кирпичного цветов.