Click to order
Total: 
Мини-копии шедевров автомобилестроения
- КОЛЛЕКЦИЯ -

МАСШТАБНЫЕ
МОДЕЛИ

Название коллекции выбрано неслучайно: 1:43 — самый распространённый масштаб для производства коллекционных игрушечных автомобилей. Такому широкому распространению способствовало, как ни странно, коллекционирование игрушечных железных дорог в Англии. Для определения масштаба игрушечной железной дороги использовалась такая неменяющаяся величина, как колея железнодорожного полотна.


«Так как натуральная колея в Англии измерялась в дюймах, то, соответственно, и в масштабе получалось то же самое, то есть находили кратные в дюймах величины. Наибольшей популярностью у конструкторов-моделистов пользовалась колея 1:4 — ей присвоили индекс 0. При округлённом пересчёте в метрическую систему этому индексу и стал соответствовать масштаб 1:43. Так как к железным дорогам выпускались различные дополнения, в том числе и автомобили, то они стали выпускаться именно в этом масштабе», — писал М. Башмачников для самого первого выпуска журнала «М-Хобби» 1993 года.
Но, как показала практика, масштаб оказался удобным для большинства фирм по всей Европе. Он позволяет сделать в игрушке большинство деталей оригинального автомобиля, при этом сами изделия получались не настолько громоздкими, чтобы их было некуда поставить.

СССР также перенял практику выпуска моделей именно в таком формате. Первые коллекционные игрушки появились на советских заводах ещё в 1930-х, однако по-настоящему серьёзное производство началось в 1970-х годах с продукции завода саратовского завода «Тантал». В 1949 году, в год открытия, он носил название «Саратовский заводом электроприборов», а создавался на базе танковых ремонтных мастерских. Название «Тантал» появилось только в 1971 году. Завод, а с 1976 года — производственное объединение, регулярно награждали почётными грамотами и орденами. И, в отличие от многих других производств из СССР, он продолжает свою работу, выпуская станки, комплектующие для СВЧ и даже медицинскую технику.

Кроме того, большое распространение коллекционные игрушки получили после закупки пресс-форм у западных стран — Италии и Франции.

Небольшим отступлением от концепции коллекции стали пара моделей, выполненных в масштабе 1:24. Однако мы не могли их исключить — вы убедитесь в этом, как только на них взглянете.
ГИА
Открывает нашу коллекцию моделек в масштабе 1:43 копия итальянской модели Ghia V280, созданной в 1964 году на основе американского Chrysler. Наши экземпляры, выполненные на Донецком заводе игрушек, датируются 1975 годом. Один из экспонатов имеет бежевый кузов, другой — коричневый.

У пластмассовых машинок был пластмассовый салон, из деталей внутри — только руль. На капоте коричневого экземпляра ещё красовался логотип с надписью «Komet».
Коробка машинки выполнена в голубом и жёлтом цветах, на боковой стороне — рисунок самой машинки, только в синем цвете.

Так же выглядела и коробка для продажи этой модели за рубежом, только вместо крупны букв с названием завода стояла надпись Novoexport. Так сокращённо называлась Государственная контора новых видов экспорта Наркомата внешней и внутренней торговли СССР.


ФИАТ 125
Эта машинка входила в ту же серию, что и предыдущая Ghia, и так же выпускалась Донецком заводе игрушек. Её немного потрепало за столько лет, однако по-прежнему видны детали краски по всему кузову, красные дверцы автомобиля с белыми креслами пассажирских сидений и задние и передние сигнальные огни.
Принцип оформления коробки был тем же, что и Ghia. Сразу видно — одна серия!
ФЕРРАРИ 275
Двухместный спортивный Ferrari 275, который выпускался всего четыре года: с 1964-го по 1968-й — также завоевал сердце поклонников этой марки.

Обратите внимание на коробку.
Она точно такая же, как и коробка для экспорта у модели Ghia.

А как не завоевать, если даже в уменьшенном виде она в исполнении Донецкого завода игрушек выглядит шикарно? Абсолютно гладкие поверхности, сделанные под металл детали двигателя… Единственный недостаток — отсутствие пластиковых окон, но, возможно, их не было и в оригинале.
РЕНО
В 1966 году Renault 16 получила звание «Европейского автомобиля года», так что неудивительно, что её игрушечные копии стали предметом коллекционирования.

Наша музейная красотка от Донецкого завода игрушек обладает тёмно-коричневом кузовом, синим салоном и белым рулём.
ИСО
Последняя из этой коллекции машинка Донецкого завода игрушек, в масштабе 1:43 повторяющая реальную машину. В этом случае — спортивную итальянскую модель Iso Grifo, выходившую в 1963—1975 годах. Именно в год выпуска последнего автомобиля этой модели донецкий завод стал делать её игрушечную копию.
У автомобиля цвета шоколада работали обе двери, капот и багажник открыть, к сожалению, нельзя.

Также у нас имеется копия модели Iso Rivolta S4, она же Iso Fidia, 1967 года. В игрушечном виде её выпускал Московский завод игрушек «Кругозор». У неё был пластмассовый корпус яркого голубого цвета с чёрным салоном и переливающийся двигатель, а также открывались дверцы в салон и крышки багажника и капота.
ФИАТ 500
Металлические копии реальной машины, которую выпускали на итальянском заводе в 1957—1977 (последние два года выходила её модификация Fiat 500 K), предположительно выпускали на ленинградском заводе.
Любопытно, что у нашей чёрной машинки с кремовым кузовом не открывались передние двери, зато открывалась дверь багажника.

ШЕВРОЛЕ
Концепт-кар Chevrolet Corvette Rondine стал звездой на Парижском автосалоне 1963 года, а потом почти 45 лет стоял в коллекции автора этой машины — ателье Pininfarina.

Машинка от Донецкого завода игрушек повторяет все дизайнерские решения инженеров тех лет, но её изготовители добавили от себя космического эффекта. Игрушке сделали светло-бежевый корпус с синим салоном и детали под металл.


СЕМЕЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ «ЛАДА»
О том, что эта игрушечная коллекция шла на экспорт, говорили не только надписи на коробках, выполненные на английском языке, но и факт названия самого семейства. Под ним машины уходили для продажи за рубежом, в СССР же эти модели носили название «Жигули». Из этой серии у нас есть ВАЗ-2101, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 и сразу две ВАЗ-2108: в зелёном и бирюзовом цвете.
If a building becomes architecture, then it is art
Машинки выполнены, во всех смыслах, роскошно. У многих из них открывались дверки, в том числе багажника, под капотом — элементы двигательного отсека,
а в пластмассовом салоне можно менять положение кресел.
К сожалению, нам не досталось «родных коробок» от «восьмёрок», зато мы можем в полной мере оценить упаковку «пятёрки» и «семёры». Это была синяя коробка со вставкой в виде прозрачного пластика, сквозь которую видно машинку практически целиком, и значком Тольяттинского автозавода на боковой поверхности. Внизу под пластмассовой вставкой была гордая надпись на русском языке: «Масштабная модель автомобиля для коллекционеров».
МОСКВИЧ
Ещё одна коллекция машинок для эксперта выпускалась на Московском автомобильном заводе. В неё вошли такие модели, как «Москвич-407», «Москвич-433» с характерной резьбой по бокам и «Москвич-2140» с надписью «Медпомощь». Всего в серии было 14 моделей.
Все машинки были металлическими, однако если у «Москвича-433» и «Москвича-2140» открывался капот, где можно было увидеть мотор и детали двигателя, то у их «старшего брата» открывался, наоборот, багажник, с лежащим внутри запасным колесом.

Как и в случае с машинками LADA, надписи на коробке были сделаны на русском и английском языках, а машинка просматривалась сквозь пластиковую вставку в картонной коробке.

Как и в случае с машинками LADA, надписи на коробке были сделаны на русском и английском языках, а машинка просматривалась сквозь пластиковую вставку в картонной коробке. При этом на одной из коробок было написано уже не «Made in USSR», а «Сделано в России».

Ещё один «Москвич», только модель «412», выходил с логотипом Novoexport и считался сувениром. При этом надпись внутри коробки гласила, что за оптовыми продажами нужно было обращаться не в московское отделение, а в Саратовскую базу росгалантереи.

Такой «Москвич 427» был выполнен из металла и имел гордую надпись «Аэрофлот» на своих дверцах.
ВАЗ-2101
Жёлтые «копейки» довольно долго были частью автопарка советской милиции, так что неудивительно, что их выполнили для коллекционирования именно в таком виде. Особое внимание — на багажник. В этой модели он, пожалуй, самый детализированный.

РУССО-БАЛТ С 24/40
Удивительно, но в СССР для экспорта выпускали не только игрушечные копии советского автопрома, но и машин времён Российской Империи. Яркий тому пример — машинка «Руссо-Балт С 24/40», которую производили на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге с 1909 по 1910 год.
Интересно, что на боковой стороне коробки есть надпись «Riga 1915», но она не имеет никакого отношения к самой модельке. Более того, 1915-й стал последним годом существования завода на территории Латвии. Из-за Первой Мировой войны автомобильный отдел эвакуировали в Москву.
ЗИЛ-130В1
В комплекте с этим седельным тягачом шёл ещё и прицеп ОдАЗ-885. Так в одном грузовике соединялись творения московского Завода имени Лихачёва и Одесского автосборочного завода.
В игрушечном грузовике всё было почти по-настоящему: открывался капот, прицеп отстегивался и пристегивался. Кроме того, он двигался почти как настоящий. Если «водителя» занесёт на повороте, не миновать потери груза!
Хотя сам грузовик выпускался с 1964 по 1986 год, выпуском этой объединённой игрушки стали заниматься только в середине 1980-х. Её производитель — Завод «Электроприбор» имени 60-летия СССР, который находился в городе Каменец-Подольском Хмельницкой области Украины.
ПЕЖО
Оригинальную модель Peugeot 104 одноимённого французского завода выпускали вплоть до 1988 года. А нашу светло-синюю машинку — в филиале № 4 Ленинградского объединения «Спутник», где также производили электробытовые приборы.
Хотя наша коллекция и называется 1:43, эта игрушка стала исключением из правил: её масштаб — 1:25. Зато у неё открываются действительно все двери и можно посмотреть, что скрывается под капотом.
Коробка при этом была образцом минимализма: жёлтый картон, белые надписи с тёмными полутенями и прозрачная пластмассовая вставка.
ЗИЛ-117
Эта игрушка родом из 1990-х. Об этом свидетельствует указание, что её производителем стал холдинг «Инкотекс», который появился в 1992 году. Этот холдинг выпускал целую серию игрушечных копий советских и царских автомобилей в городе Марксе Саратовской области. В неё входило сразу 27 моделей.
Роскошную копию советского лимузина отличала возможность открыть не только двери и капот, но и багажник, в котором лежала «запаска», а также пластиковое прозрачное зеркало заднего вида внутри чёрного салона.
При этом оформление коробки сильно уступало советским образцам. Обилие шрифтов и плохо сочетающихся между собой цветов, кривая вёрстка текста совсем не настраивали на то, что внутри скрывается такое сокровище.
Зато этот ЗИЛ-117 уже точно советский. Об этом очень ярко сигнализирует надпись «Сделано в СССР» на боковой стороне коробки. А какая на ней реалистичная иллюстрация этой модели...

От «инкотексовской» версии автомобиль отличался наличием маленькой антенны над лобовым стеклом и белым салоном.

РАФ-2203
Единственный металлический РАФ в коллекции от холдинга «Инкотекс» выполнен в цветах скорой медицинской помощи, имеет «сигналки» на крыше и красные кресты на боковых стёклах. Салон оборудован для перевоза пациентов, как и в настоящих машинах. У машины открывались все двери, в том числе задняя.
Коробка была точно такой же, как и у ЗИЛ-117. Сплошная экономия на дизайне!


МИКРОАВТОБУС «ЛАТВИЯ»
Другой коллекционный РАФ, а именно РАФ-977, производили на Ленинградском заводе «Двигатель», хотя нигде на советской коробке названия этого завода вы не увидите. Вместо него стоит город производства и абонентский ящик для корреспонденции. Всё это было сделано по той причине, что этот же самый завод был старейшим предприятием в России по производству морского подводного оружия.

Зато указание на настоящее название завода появилось в российской версии этой же машинки, которая продавалась в полностью прозрачной пластмассовой коробочке с белым дном-подставкой.

У синего микроавтобуса открывались все положенные двери, а в пассажирском салоне стояли ряды белых кресел.


ФОРД
Американский Ford Mustang Fastback by Bertone 1965 года тоже был в ходу у советских заводов для выпуска коллекционных игрушечных моделек.


В игрушке с пастельным синим кузовом был белый салон и элементы багажника, металлизированные детали двигательного отсека, а также жёлтая отделка пассажирского сидения.

Предположительный завод-изготовитель — Ленинградский завод «Двигатель».

Модель Ford Consul Cortina выпускалась только в первой половине 1960-х, однако это не помешало ей стать желанным предметом для коллекции.

У этой серой машинки с молочного цвета салоном можно было открыть две передние двери, багажник и капот.

ЛОТУС
УАЗ-452В
Знаменитые «буханки» Ульяновского автозавода тоже были увековечены в коллекциях игрушечных автомобилей.


В нашей тёмно-зелёной копии открывались дверцы у водительского сидения и пассажира рядом с ним и одна боковая дверца, ведущая в пассажирский салон. Всё как у настоящей! Сидения в салоне были белыми, хотя всё остальное его оформление — чёрным.


Основной цвет коробки — тёплый зеленый, с красными, жёлтыми, оранжевыми и белыми полосами. На одной из сторон — иллюстрация с рыжим «уазиком» на фоне зелёных деревьев.


МАТРА 530
У Московского завода игрушек «Кругозор» была отдельная серия, посвящённая зарубежному автопрому. Из неё нам удалось достать спортивную модель французской компании Matra 530. Она выходила в самых разных цветах, у нас она насыщенного синего цвета.

У игрушки открывались обе дверки и капот, хотя проработка деталей была минимальной.

К большому сожалению, нам досталась «неродная» коробка для Matra. В ней когда-то лежал её «сосед» по серии итальянец Alfa Romeo 2600. Однако даже по ней понятно, что её дизайн был суперуниверсальным. На трёх её сторонах красовались все возможные варианты автомобилей из коллекции, и лишь на четвёртой указывалась та модель, что на самом деле лежит внутри. Причём это у нас использовался в качестве основного цвета жёлтый, а были коробки и в других цветах.


МЕРСЕДЕС
Эта игрушечная модель Mercedes-Benz 230 SL (другое её название — Mercedes-Benz W113) выпускалась в Чехословакии на заводе в Праге гораздо позже своего оригинала. Если наша игрушка родом из 1980-х, то последние оригиналы датируются 1967 годом выпуска.

Расцветка модельки была необычной, поскольку её кузов был выполнен в двух цветах: бежевом (весь низ машины) и красном (начинается от боковых стёкол).
Её картонная коробка пестрила вариациями машинки в профиль и крупной надписью ROTOCAR.

Также эту модель выпускал и Киевский экспериментально-механический завод игрушек имени Н. Ф. Ватутина. В отличие от чехословацкой модели, у неё гораздо грубее сделана детализация, зато открываются дверки, капот и багажник. У нас она в тёмно-бежевом цвете, хотя коробка из под неё была ярко-рыжего.

На экспорт игрушка уходила уже под логотипами главного ведомства СССР, отвечавшего за поставки товаров за границу — «Новоэкспорта».
РО 80
Полное название это модели — NSU Ro 80. Она производилась с 1967 по 1977 немецкой компанией из ФРГ NSU Motorenwerke AG и даже признавалась «Европейским автомобилем года» в далёком 1968-м.

Игрушка-сувенир же была сделана гораздо позже — в 1991 году на Запорожском титано-магниевом комбинате. У одной нашей игрушки светло-коричневый кузов, серые детали двигательного отсека и совершенно фантастический бирюзовый салон с белым рулём. У второй менее фантастическое цветовое решение — бирюзовый кузов и белый салон.
МАЗЕРАТИ МИСТРАЛЬ-КУПЕ
Московский завод автотракторного оборудования (АТЭ-1) производил копию этой итальянской модели 1960-х в середине 1980-х, т.е. спустя почти 20 лет после прекращения её выпуска. В этой версии Maserati Mistral купе, хотя сам завод выпускал ещё и кабриолеты.

В нашем распоряжении две мемталлические машинки:светло-голубого и черного цвета. Их особенность в том, что диски их шин совпадают или почти совпадают по цвету с сидениями в салоне.
Коробка от этой модели — это, пожалуй, самая минималистичная коробка в нашем музее.

Во-первых, она выполнена полностью в монохромной гамме,

во-вторых, на ней в принципе нет большого количества украшательств. Зато на ней указаны не просто выходные данные игрушки, но и реальные характеристики прототипа.

ИЖ ЮПИТЕР
Коллекционные мотоциклы, которые в реальности выпускались на Ижевском машиностроительном заводе, изготавливал ленинградский Опытный завод металлической галантереи и сувениров в конце 1980-х в масштабе 1:24.

У нас есть две версии мотоцикла «Иж Юпитер 2» с коляской: светло-серый с чёрными сидениями и чёрный с красными сидениями. Вне зависимости от расцветки, тонкие детали оставались неизменно белого цвета.


То, что эти мотоциклы предназначались не для игры, а для того, чтобы ими любоваться, говорила и упаковка. На квадратной пластиковой подставке даже были специальные подпорки, чтобы мотоцикл не заваливался в сторону люльки и стоял красиво. Кроме того, у игрушек была прозрачная крышка для защиты от пыли.

Нам достались два варианта коробки. Белая с тёмно-золотыми диагональными полосами — для продажи на внутреннем рынке, белая с тонкой синей «клеточкой» — для зарубежных поставок.
АВТОБИАНКИ ПРИМУЛА
В оригинале Autobianchi Primula производило в 1964—1970 годах ныне не существующее подразделение Fiat. А эту крохотную копию — Московский завод автотракторного оборудования (АТЭ-1).

У неё открывались только две дверцы, довольно скромно изготовители подошли и к внешней отделке машинки, сделав ей зубчатые колёса и минимально проступающие детали на самом кузове.
Зато дизайн коробки явно переработан, по сравнению с их же моделью Maserati. Она стала цветной, рыже-бело-голубой, но всё так же большую площадь коробки занимает описание характеристик реального автомобиля.


АЛЬФА РОМЕО
Alfa Romeo Iguana — модель-концепт. Будучи выпущенной в 1969-м, она никогда не уходила в массовое производство. Но зато произвела сильное впечатление на конструкторов всего мира. Неудивительно, что её увековечивали в игрушках.

Конкретно эта модель выполнена на Киевском экспериментально-механическом заводе игрушек имени Н. Ф. Ватутина в начале 1980-х. У неё не просто открывались дверцы для водителя и пассажира, а полностью раскрывался багажник. У нас их в коллекции две штуки: одна оранжевая, вторая — серая.
В ранней версии на простой картонной коробке насыщенного тёмно-зелёного цвета был схематичный рисунок концепт-кара и выходные данные игрушки. В поздней версии над рисунком машинки значительно поработали и сделали его более реалистичным.
Серая металлическая красавица Alfa Romeo Giulia SS выполнена уже на другом заводе, а её экспортёр — JC, та же самая компания, которая занималась поставками коллекционных мотоциклов «Иж Юпитер 2». У машинки был хорошо проработанный салон и детали внутри кузова, однако снаружи внимание к деталям было не настолько пристальным.
ФЕРРАРИ
В своё время, в 1967-м, гонщики на Ferrari 330 P4 брали первые места на самых разных гонках, что обеспечило этой модели прочное место в истории автоспорта.

Пастельно-зелёная копия этой легенды в исполнении Киевского экспериментально-механического завода игрушек имени Н. Ф. Ватутина выглядит менее плавной и сглаженной, да и сделана из пластика. Но зато у неё открывались все четыре возможные дверцы. Любопытная деталь: части двигателя были выполнены из прозрачной пластмассы.
На бело-голубой коробке от игрушки было очень красивое изображение красной Ferrari 330 P4.
А вот на коробке этой копии модели Ferrari 260 GT Berlinetta конца 1940-х — начала 1950-х значились крупными буквами название и логотип не завода, ведомства-поставщика — уже знакомого нам «Новоэкспорта». Название завода-производителя было только на русском, им был Киевский экспериментально-механический завод игрушек имени Н. Ф. Ватутина.
Машинка кирпичного цвета была хороша. Её красный корпус сочетался с молочным цветом салона и детальками под металл. Удачно, что она тем самым сочеталась и с желтым и рыжим цветами коробки.

Эта модель Ferrari — 250 GT Berlinetta — также шла на экспорт, о чём говорила надпись на её дне, правда, с ошибкой. Вместо USSR производители игрушки отчеканили URSS.
ВОЛГА М-24
Под этим названием производитель игрушки — Киевский экспериментально-механический завод игрушек имени Н. Ф. Ватутина — имел в виду старый добрый ГАЗ-24 «Волга».

До нас игрушка дошла практически в идеально состоянии. У неё по-прежнему сияющий голубой корпус, белоснежный, не потемневший от времени салон, и блестящие элементы двигателя.

Коробка была оформлена в том же стиле, что и другие копии машинок в масштабе 1:43: единая заливка цветом всей площади коробки, контрастное жёлтое изображение машинки и все выходные данные простыми линиями.
ФИАТ 1500
Полное название, под которым эту советскую игрушку ищут коллекционеры — Fiat Siata 1500. Этот вариант был сделан в цвете хаки на Киевском экспериментально-механическом заводе игрушек имени Н. Ф. Ватутина.

В этой модельке открывались обе дверцы и багажник, в капот, увы, заглянуть не получилось бы. Зато внутри был белоснежный салон, больше похожий на воздушный зефир, чем на пластмассу.
ТОЙОТА
Первая спортивная «японка» в нашей коллекции выпускалась также на Киевском экспериментально-механическом заводе игрушек имени Н. Ф. Ватутина. Она повторяла реальную модель Toyota 2000GT, которая выходила всего пять лет, во второй половине 1960-х.

У неё можно было открывать обе дверцы, капот и багажник, в котором неизменно лежала «запаска».