Click to order
Total: 
Шедевры мастеров Ленинградского завода металлоизделий
- КОЛЛЕКЦИЯ -

ЛЗМ ИГРУШКИ

Как изменялся логотип завода:
Tilda Publishing
Знаменитый среди ценителей советских игрушек ЛЗМ (официально Ленинградский государственный завод металлоизделий) имел долгую историю.

Когда именно на 16-й линии Васильевского острова появилось производство, неизвестно: все документы до 1925 года утеряны. Однако точно установлено, что с 1923 по 1931 год оно именовалось металлической фабрикой треста «Тремасс», управлялось польским акционерным обществом. В то время на нём изготавливали горелки, фонари и керосиновые светильники. Своё прославленное имя фабрика получила в 1937 году.

Выпускать игрушки в Ленинграде стали позже, в 1950-е. Существовало своеобразное разделение обязанностей между заводами: «Красный Треугольник» изготавливал игрушки из резины, Охтинский химический комбинат и «Ленигрушка» — кукол, а завод имени «Комсомольской правды» и ЛЗМ — технические игрушки из пластика или жести.

В 1970-х завод стал частью объединения «Спутник», но продолжил производство игрушек до распада СССР. Хитом продаж в те годы становятся заводные медведи, которых вы можете увидеть в нашей коллекции.

После распада Советского Союза в 1992 году на месте ЛЗМ начинает работу ЗАО «Игротехника». Поначалу оно так же выпускает игрушки, выполняет заказы на военную технику, однако постепенно меняет профиль, и в 2007 специализируется на выпуске постельного белья и пластмассовом литье. Сегодня производство полностью выведено за пределы города, а на месте цехов работает бизнес-центр.
Нереализованные мечты советских дизайнеров, выраженные через игрушки
ЗАВОДНЫЕ
МОТОЦИКЛИСТЫ
Такие мотоциклисты производились на ЛЗМ в 1940-1980-е годы. Было выпущено очень много различных видов мотоциклов, но основа игрушки оставалась той же.

Они отличались размерами, расцветкой, наличием и отсутствием колясок, коробками, надписями на шинах.

Вдохновляют переливающиеся цвета: глубокий синий, зелёный, оранжевый.

Игрушка скопирована с западного прототипа, но варианты раскраски разрабатывались советскими художниками.

Мотоциклы изготавливались путём нанесения краски-литографии на лист жести, затем производилась выштамповка с вырубкой и сборка на конвейере.
ДОВОЕННЫЕ МОТОЦИКЛЫ
Первые такие мотоциклы сошли с конвейера ещё до войны, и их выпуск продолжался до конца 1950-х годов.
Уже у этого мотоцикла были колясочные и бесколясочные версии. Для поддержания баланса в версии без коляски использовались микро-колёсики.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ МОТОЦИКЛЫ
Жёлтые мотоциклы — послевоенные, 1970-х годов и позднее. Мотоциклист здесь в свитере крупной вязки, кожаном шлеме и перчатках-крагах.
Версия с коляской.
Коробки мотоциклистов выполнены в разных стилях и не дублируют дизайн самого мотоциклиста. Отличаются цвета, одежда мотоциклистов, рисунки на мотоциклах.

Это добавляет игрушке живости.
На коробках мотоциклистов с колясками изображены люди, катающие зверей.
МИНИАТЮРНЫЕ МОТОГОНЩИКИ
Также мотоциклисты выпускались в более миниатюрных версиях уже с названием «Мотогонщик».
Особенно привлекательны коробки: одна выполнена в авангардном стиле, а другая — более импрессионистская.
АВТОГОНЩИК
Достаточно вставить ключ в левую дверцу и повернуть по часовой стрелке, и гонщик сорвётся с места! Выражение лица гонщика — круглые глаза с открытым ртом — явно показывали, что и сам водитель удивлялся скорости своей машины.
Он продавался в маленькой белой коробочке с рисунком и названием, оформленным в трёх основных цветах: красном, синем и жёлтом — за счёт чего коробка могла выделяться на полке с игрушками.
ГАРАЖ
Под таким названием её увидели советские дети в 1965 году, однако на экспорт она поступила с названием Automatic Garage Lift («Автоматический гаражный лифт»). Английское название действительно точнее описывает принцип работы: верхняя перекладина-«дорога» поднимает автомобиль с нижней «дороги» и, наклоняясь, спускает его обратно. Ребёнку оставалось только вовремя запустить на дорогу две машинки, которые шли в комплекте.
В нашей коллекции хранятся сразу две коробки от этой игрушки. В одной игрушку отправляли на экспорт, а во второй поставляли советские магазины. Разница в дизайне и подходе к оформлению потрясает!
ГРУЗОВИЧОК-САМОСВАЛ
Есть ощущение, что при создании этой игрушки конструкторы вдохновлялись передней частью кузова модели Tatra 111 чехословацкого производства, которые стали поставлять в СССР сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Хотя были и серьёзные отличия: реальная Tatra была шестиколёсной, игрушечная получила всего четыре колеса. И, конечно же, ни один грузовик-самосвал не хранился на полке в разноцветной подарочной коробке.
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
Невозможно представить себе воспитание советского гражданина без уменьшенных копий существующих моделей отечественного автопрома. Вот так, например, в ассортименте игрушек ЛЗМ появилась усредненная модель грузовика ЗИЛ.
Повторяя фирменные цвета: белый с радиаторной решетки и синий с кабины водителя — он, однако, отличался от оригинала красным бампером и жёлтым кузовом и преподносился в подарок в красивой картонной коробке.
ИНДИЙСКИЙ СЛОН
Размер этого слоника заметно меньше реального — всего 9 см, его выпустили в продажу в 1970 году.

Если дёрнуть слона за верёвочный хвост, он начинал ходить по любым твёрдым поверхностям.
КАТЕРА
С этой жестяной игрушкой и её капитаном в рубке можно было отправиться в любое плавание: хоть по просторам ванны, хоть по лужам-озёрам.

Катера были разными. Одна модель имела красивую выступающую рубку с нарисованным капитаном, однако приводить в движение ее можно было только руками.
В другой модели капитана сделали в виде самостоятельной фигурки и добавили в корпус заводной механизм.
КОЛЬЦЕВАЯ ДОРОГА
Вряд ли эта игрушка научила бы всем правилам дорожного движения, но знак кольцевой дороги и ещё несколько других дети бы точно выучили наизусть.

Автобусы и легковушки на обеих дорогах приводились в движение с помощью рычажков, расположенных по краям жестяного корпуса.

Продавалась заводная игрушка в белой картонной коробке с изображениями, имитирующими детские бумажные аппликации.
КОШЕЧКА
Представительница семейства кошачьих могла достаться советской семье за 92 копейки. Столько же стоили 92 коробка спичек и почти 1 кг сахара. Выпускалась кошечка в прямоугольной бело-оранжевой картонной коробке.
Любопытно, что она передвигалась по полу, как и обычные заводные машинки: стоило прижать игрушку к полу и потянуть её назад, как она тут же срывалась с места. Движение вперёд облегчал крутящийся мячик в её передних лапах.
ЛОДКА С ГРЕБЦОМ
Лодочник, одетый в спортивные плавки, будто был готов в любой удобный момент выпрыгнуть из лодки, чтобы искупаться.

Однако в реальности отсоединить его фигурку было нельзя: она была частью заводного механизма. Благодаря нему фигурка начинала активно грести веслами по воде, чем вызывала восторг детей.

На коробке были напечатаны минималистичные иллюстрации, среди которых был не только сам лодочник и красивое название игрушки, но и вид на один из ленинградских мостов.
МАЛЕНЬКИЙ АВТОБУС
Эта модель походила на ЗИС-155, позже переименованный в ЗИЛ-155, с характерными овальными окошками в пассажирской зоне.

В каждом окошке мы видим нарисованного пассажира или пассажирку, смотрящего куда-то вдаль, за исключением одного любопытного мальчика на переднем сидении в левом ряду. Он всем телом развернулся к окну, чтобы посмотреть на проплывающие мимо пейзажи.

Автобус поступал на полки магазинов в ярко-синей коробке с красными и жёлтыми деталями.
МАНЕВРОВЫЙ ЛОКОМОТИВ
Главным движущимся элементом этой игрушки был, как видно из названия, локомотив: он двигался по железной дороге по «восьмёрке», периодически подталкивая вперёд единственный грузовой вагончик.

Чтобы локомотив не сходил с путей, на поворотах внутрь «восьмёрки» установлены металлические ограничители.

Его упаковывали в вытянутую плоскую коробку с графичной иллюстрацией локомотива, «везущего» в качестве груза название игрушки.
МАШИНА С ГАРАЖОМ
В этой совсем маленькой машинке угадывается дизайн ГАЗ-13 «Чайка» с его сложной металлической решёткой радиатора и круглыми передними фарами. Хотя багажное отделение и отделка фар задней части машины сделаны проще, чем у оригинала.

ГАЗ-13 был автомобилем мечты образца 1950-х годов, так что неудивительно, что вместе с ним в комплекте идёт гараж, больше похожий на дом.
МЕХАНИЧЕСКИЕ МЕДВЕДИ И ОБЕЗЬЯНКА
Были у дизайнеров и конструкторов завода ЛЗМ попытки скрестить мягкую и механическую игрушку. Так появились три медведя: «Медведь-балалаечник», «Танцующий медведь» и «Медведь-лакомка» — и «Обезьянка кувыркающаяся».

Все четверо с помощью заводного ключа на спине выполняли простые движения задними или передними лапами.

Коробки у этих моделей были минималистичными. Цветные изображения и инструкции просто приклеивались к верхней и боковой стороне картонных коробок, другие стороны оставались пустыми.
МЕТРО
Появление метрополитена в городах СССР считалось большим достижением, ведь и тогда, и сейчас оно требует больших финансовых вложений и грамотного проектирования. Поэтому неудивительно, что гордость за советских инженеров и строителей транслировалась и через игрушки.

В этой мини-версии метро всего три коротких состава, которые передвигаются по тоннелям и прибывают на станцию нажатием нужных рычагов по краям.

Квадратная коробка был оформлена в графичном стиле с плоскими изображениями, чёткими контурами и двумя ведущими контрастными цветами: красным и синим.
ПОГРУЗЧИК
Универсальная игрушка, на которой можно было перевозить и машинки, и солдатиков, и роботов — лишь бы поместились на площадке. Заводилась с помощью ключа прямо под ногами погрузчика.
ПОПРЫГУНЧИК
Он имел мало общего с резиновым мячиком, который получил похожее название годами позже. Его корпус был сделан из пластмассы и «прыгал» с места на места благодаря тому, что быстро переносил свои металлические ножки.

Цену игрушки — 80 копеек — производитель выбил прямо на корпусе, а на маленькую коробку с изображением игрушки поместил инструкцию.
САМОЛЕТ РЕАКТИВНЫЙ
Модель вдохновлена первым советским реактивным самолетом для гражданского авиации — Ту-104. В 1965 году этот самолет уже 10 лет был в эксплуатации в Советском Союзе и имел множество модификаций.

Благодаря тому, что игрушечный самолет сделали электромеханическим, во время движения у него загорались бортовые огни.

В оформлении коробки использовались белый, синий и красный цвета, которые традиционно ассоциируются с полётом.
САМОЛЕТ СПОРТИВНЫЙ
Эта модель была сделана по образцу тренировочных самолетов Як-50 и имеет соответствующую отсылку к Всесоюзному добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), с которого, в частности, начинал летать Юрий Гагарин.

В отличие от реактивного самолёта, о котором мы писали в предыдущих постах, спортивный мог «летать». Согласно инструкции, его нужно было запускать вдвоём. Один подвешивает самолёт на верёвке к потолку или ветке, а второй толкает его вперёд и отпускает. Так игрушка начинала кружить в воздухе.
СОБАЧКА
Маленькая собачка размером с ладонь после «запуска» быстро двигала передними и задними лапами одновременно, что заставляло её кружить по столу, полу и любой другой поверхности, на которую её поставил бы ребёнок. У собачки есть деталь в виде открытой пасти, так что можно было представить, что она на кого-то лает или, как настоящий пёс, дышит с высунутым языком.

Дарили её в яркой зелёной коробке с коллажем, напоминающим детские аппликации.
СПУТНИК
Было несколько вариантов игрушек, показывающих в упрощенном виде, как искусственный спутник облетает Землю. Однако версия 1958 года из нашей коллекции отличается красивой росписью. На ней можно узнать сказочных летающих героев: старика Хоттабыча и Вольку на ковре-самолёте, колдуна Черномора, Бабу-Ягу, Ивана Царевича на сером волке и Жар-птицу.

Тем самым авторы игрушки заявляли: выход в космос, который недавно казался сказкой, стал самой настоящей былью.

Отдельного внимания заслуживает коробка, на которой непривычно много детализированных рисунков летательных аппаратов, как существующих, так и невероятных.
СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА
Девочкам полагалось уметь мастерски вести быт
и помогать мамам, поэтому девичьи игрушки должны были помогать девочкам осваивать это нелёгкое дело. Среди прочих игрушечных хозяйственных наборов ЛЗМ выпустил в 1960-е стиральную машинку «для маленьких хозяек» с вращающимся механизмом внутри.
ТРАКТОРЫ
Игрушка «Трактор "Кировец"» — пример рабочей солидарности: одноимённая модель с кодом К-700 так же выпускалась в Ленинграде, но на Кировском заводе, с 1962 года.
В отличие от большинства игрушек в нашей коллекции, эта выполнена из пластмассы и не содержит никаких заводных механизмов. Но это не отменяет тонкость работы в изготовлении деталей, особенно в говорящей надписи «Кировец» на передней подвеске. Выпускался трактор в нескольких цветах, хотя модель на коробке всегда была жёлтого цвета.
Но были у ЛЗМ и свои собственные находки — электротехнические модели, которыми управлял игрушечный цветной робот. Очевидно, что модель с более угловатым корпусом трактора вышла позднее. Об этом свидетельствуют и рисунки по бокам трактора, и более высокое качество картонной коробки.
УТЁНОК И МОТЫЛЁК
Это была неразлучная парочка. После того, как заводной механизм приходил в действие, утенок начинал покачиваться на лапках и как бы ловил мотылька, «парящего» перед его носом.

Игрушка продавалась в голубой коробке, модели отличались цветом мотылька и лапок.
УТОЧКА
Стоило завести эту игрушку, и она тут же «плыла» по полу, как по водоёму. Хотя, возможно, и гораздо быстрее.

Уточка поступала в продажу в картонной коробке, на которой изображены несколько её собратьев. Что любопытно: игрушка в реальности всегда была разноцветной, однако на коробке все утки были белыми.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Как и многие другие игрушки Ленинградского завода металлоизделий, эта рыбка с золотой чешуей и красными плавниками заводилась с помощью ключа. Благодаря этому ребёнок мог приводить в движение её хвост.

Дизайн коробки для этой игрушки менялся несколько раз, у нас в наличии есть такой: синий фон с очертаниями водорослей и графичный рисунок рыбы без контрастного контура.
ТАНЦУЮЩИЙ ПИНГВИН
Этот забавный пингвин после завода ключом начинал перетаптываться своими лапками по столу или полу. Конкретно этой игрушке — 64 года: она выпущена в 1956 году.

О том, что эта игрушка ЛЗМ из 50-х, говорит не только её инструкция с печатью года выпуска, но и оформление коробки с большим изображением с тружениками сельского хозяйства и надписью «ВСНХ». Именно так — «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» — называлась Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) с 1939 по 1959 год.
ЦЫПЛЁНОК
У этой милой игрушки был простой механизм. С помощью заводного ключа можно было заставить фигурку цыплёнка клевать невидимые зёрнышки.

Особенностью этой коробки является большая надпись на верхней стороне коробки о заводе-производителе и наглядное изображение, как именно работает игрушка, по бокам.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
Кабриолет, отдалённо напоминающий ГАЗ-13 «Чайка», выпускал Ленинградский завод металлоизделий. Машинка отличалась хорошо прорисованной приборной панелью, а также бело-бирюзовым кузовом и яркими клетчатыми сидениями, которые навевают мысли об отдыхе.
Игрушка продавалась в белоснежной картонной коробке, для оформления которой использовались те же цвета, что и в деталях игрушки.