Click to order
Total: 
Яркие и необычные игрушки нашего детства
- КОЛЛЕКЦИЯ -

ИГРУШКИ ГДР

НЕМНОГО ИСТОРИИ
С 1930-х годов в СССР значительно увеличилось производство игрушек. Они были разных форм и размеров, из разных материалов, однако даже производители подтверждали: принцип их работы был приблизительно одинаковым и почти не менялся. Чего нельзя было сказать об игрушках из Германской Демократической Республики (ГДР) с их яркими цветами жести и пластмассы, прорисовкой мельчайших деталей и более сложными механизмами. Кроме того, на них всегда были наклейки на английском и немецком языке, что добавляло эксклюзивности. С 1963 года, когда Советский Союз значительно расширил импорт игрушек, они стали мечтой детей №1. Самые желанные игрушки — железная дорога PIKO и куклы Pluti Sonneberg с красивыми личиками, мягкими волосами и стильным платьями. Несмотря на то, что они стоили в два-три раза дороже советских — одна только железная дорога продавалась за 40 рублей, их тут же сметали с полок в день завоза товаров. Мало кто из детей даже играл с ними по-настоящему: это был, скорее, предмет гордости, а не игры.
«Однажды мой дядя привёз из командировки в ГДР конструктор LEGO. Я уже даже не помню, что из него строил — моя фантазия шла дальше, чем предлагала картинка на коробке. Зато я до сих пор помню свой восторг, когда взял конструктор в руки. Кажется, я сам себе тогда завидовал!» — вспоминает основатель музея Илья Зибарев.

Среди фирм, чьи игрушки регулярно закупались, была Plaspi с её пластмассовым конструктором Grossblock, MSB с крутыми джипами и Plasticart, производившая модели авиации для склейки и игрушечные автомобили. Последнюю постигла, можно сказать, счастливая судьба: хоть Plasticart и закрывалась в 1991 году на два года и выставлялась на торги, немецкая компания REIFRA до сих пор продолжает выпуски её моделей.

Однако современная комплектация отличается от ГДРовской. Во-первых, теперь литники кладут в отдельные пакетики, чтобы детали не цеплялись друг за друга и не царапались. Во-вторых, в коробки перестали класть клей и краску. К сожалению, практика показала, что при транспортировке они разливались и портили модели безвозвратно. В-третьих, над оформлением лицевой стороны коробок продолжает трудиться художник AXEL DIETZ, начавший работу ещё во времена Plasticart, однако картины других художников, в частности, OTTO REICH, больше не используются.
БАГГИ ИЗ ГДР
На фото жестяные инерционные багги из ГДР, выпущенные на заводе MBS. Они появились в Москве в 1980-х.
САФАРИ-БАГГИ
Двухэтажный внедорожник в 1985 году стоил 14 рублей. Многие детали двигаются: второй этаж снимается, стёкла поднимаются и опускаются, к капоту крепятся инструменты. На переднем бампере — вращающаяся лебёдка.
Также в комплект входят 2 человечка: мужчина и женщина — а также походные столики. На второй этаж со спальными местами ведёт лестница.
Этот внедорожник фантазиями уносит далеко в Африку, где на нём можно было бы передвигаться по саванне во время сафари.
Надпись MSB на номере — аббревиатура фирмы-производителя.
МЕДИЦИНСКИЙ БАГГИ
Яркий красный багги скорой помощи. Также оснащён инструментами и лебёдкой, но его главное достоинство — яркий окрас.

У багги такой конструкции кресла откидывались назад, практически как в настоящем автомобиле..
ВОЕННЫЙ БАГГИ
Интересная особенность военного багги — двери, сделанные из верёвок.
«ШКОДА" И WARTBURG
Благодаря импорту ГДРовских игрушек советские дети знакомились с моделями иностранного автопрома, например, тогда ещё чехословацкой компании Škoda.

Крутости этой игрушке придавало то, что она предназначалась для гонок. Не зря на её капоте и боковых дверях красовался номер, а также была крупная надпись «Rallye Team». Кстати, в слове «rallye» ошибки нет: именно так «ралли» пишется на немецком языке. Внутри машинки детально проработанный салон и руль.
На коробке приглушенного кораллового цвета, помимо рисунка модели, есть надпись «schwung laufwerk flywheel». Она указывала на инерционный принцип работы игрушки: если прокатить игрушку по твёрдой поверхности назад, при запуске она тут же ехала вперёд.
В этой же серии инерционных автомобилей выпускалась и модель восточно-немецкого автопроизводства — Wartburg Tourist с универсальным кузовом образца 1965 года. На её боковых дверях продублирован фирменный логотип компании Wartburg и слово «Service» — явный намёк, что эта машина использовалась для городских нужд, а не личного пользования.
ГРУЗОВИК С ЦИСТЕРНОЙ
Этот красно-белый ГДРовский грузовик отличался от советских не только кабиной водителя, в которой была прорисована приборная панель, складки на «кожаных» сидениях, номера машины и задние фары.
Этот грузовик перевозил цистерну с американской нефтью, о чём говорит большой логотип Caltex, дочерней компании Chevron Corporation. Но если этот факт советскому ребёнку ничего не говорил, то возможность «привезти» цистерну к пункту назначения и отсоединить от грузовика вызывала полный восторг.
FIAT 124
Эта игрушечная модель — обобщённая версия Fiat 124 Sport Coupé второй серии, которая выпускалась в 1969–72 годах. Об этом свидетельствует появление четырёх передних фар и более вытянутая решётка радиатора, чем в третьей серии.
Эта модель также была гоночной: не зря на её капоте нанесена полоса «шашечек» и номер на боковых дверцах.
Инструкция по использованию пульта управления была прямо на коробке. С помощью условных знаков ребёнок узнавал, что машина может не только ездить в разные стороны и поворачивать колёса, стоя на месте, но и издавать предупредительный сигнал и подмигивать фарами.
ALFA ROMEO
Не игрушка, а сказка даже по сегодняшним меркам. Это точная копия реальной спортивной модели 1972 года в масштабе 1:12, проработанная до самых мелких деталей: приборная панель, замки на дверях, отстёгивающаяся крыша и даже угадывающийся значок Alfa Romeo на радиаторной решётке.

Кроме того, в комплекте к автомобилю полагался водитель, а также складные стол со стулом и чемодан, которые легко помещались в открывающемся багажнике.
Её управление было похожим на систему в Fiat 124 Coupé: тот же пульт управления и те же игровые возможности.
TatRa 603
Ещё одна машинка из Чехословакии, но на этот раз представительского класса, выпускавшаяся в 1956–1975 годах.
Её отличала не только отделка боковых дверей, но и необычные узкие, при этом сильно выдающиеся за пределы корпуса фары, больше напоминавшие навигационные огни. Золотая надпись TATRA на капоте нашей модели уже стёрлась, зато остался её оттиск.
Машинка управлялась с помощью пульта, подключённого к корпусу через шнур, и продавалась в большой жёлтой картонной коробке.
ГАЗ-21 «ВОЛГА»
В ГДР выпускали не только копии импортных автомобилей, но и советских. Среди них была модель Горьковского автомобильного завода второго поколения, которую производили в 1959–1962 годах. О её «первоисточнике» говорит характерная отделка по нижнему краю боковых дверей, радиаторная решётка, получившая в народе прозвище «китовый ус», и выпуклость на дверце багажника, напоминающая эмблему завода.
If a building becomes architecture, then it is art
При этом похожая двухцветная окраска чаще встречалась среди моделей первого поколения, выпущенных в 1956 году.

Как и предыдущие модели из ГДР, машинка была электромеханической и приходила в движение через пульт управления.

If a building becomes architecture, then it is art
WARTBURG
В нашем распоряжении также есть довольно хорошие копии с кузовом «универсал». У них не очень детально проработанный салон, зато неплохо оформлен кузов: есть и фары, и номер, и подвеска.
DELPHIN
Парусник был отлично приспособлен для плавания в ванне и глубоких водоёмах, поскольку обладал центром тяжести, крепящимся ко дну синего корпуса, и парусом для ловли попутного ветра.

Он поступал на прилавки в длинной картонной коробке с нарисованными волнами и линейкой, показывающей общую высоту игрушки — 53 см.
АВТОСЕРВИС
С этой игрушкой любители погонять машинки могли не только устраивать гонки и доставлять на них грузы, но ещё «чинить» их и проходить техосмотр. Для этого надо было завезти машину на эстакаду, и после ребёнок, изображавший специалиста сервиса, поднимал машинку с помощью механического рычага.
Отдельного внимания заслуживают прорисованные инструменты на крепящихся к корпусу стойках и плоская коробка с официальным международным знаком автосервиса.
ПЛАСТМАССОВЫЕ МАШИНКИ,
ГРУЗОВИЧКИ И АВТОБУСЫ
Немецкие фирмы продавали и совсем маленькие авто. В них меньше мелких деталей, в некоторые уже не вставляли инерционный механизм, зато они по-прежнему изготавливались из пластмассы высокого качества. В нашей коллекции из таких машинок автобус венгерской компании Ikarus, тяжеловозы и автомобили-цистерны Tatra и водовозы Škoda из ЧССР. Иногда они были настолько малы, что продавались не в коробках, а полиэтиленовых пакетиках с прикрепленными бумажными инструкциями.
Но особенно мы советуем приглядеться к коробке от «Икаруса»: на ней сохранился ярлычок с ценой. Он не только показывает стоимость игрушки — 0,49 немецкой марки (это приблизительно 0,25 евро), но и её маленький размер.
ИЛ-62
Советская модель самолёта, подходящая для межконтинентальных полётов, из наших запасов выполнена в фирменных цветах голландской компании Royal Dutch Airlines и ездила по полу с помощью инерционного механизма.
При этом рисунок на коробке не содержал никаких опознавательных знаков авиакомпаний. По всей видимости, это давало производителям из VEB Plasticart простор для покраски игрушек на экспорт.
COLT-3
Именно так называлась эта серия игрушек, выпущенная ГДРовской фабрикой Kamenzer Spielwaren. У самого завода Colt не было модели с таким названием, более того, у него не было в те годы и револьверов для патронов 45 калибра, как указано на коробке. Зато видно, каким оружием вдохновлялись создатели игрушки — это Colt Cobra, который выпускался американским заводом с 1950 по 1981 год.

Игрушечный Colt 3 создавали в ярких цветах (у нас есть жёлтый, оранжевый и голубой варианты). Для «стрельбы» в игрушке использовались ленточные пистоны. Фон на картонных коробках по всему периметру имитировал деревянную поверхность.

TROMMEL REVOLVER
Ещё одна игрушка производства Kamenzer Spielwaren. У неё не было реального прототипа, это собирательный образ одноствольного револьвера. Как и предыдущую модель, цветное исполнение делает её максимально непохожей на настоящее оружие.

Продавалась в голубой коробке, у которой с одной стороны было большое название игрушки, с другой — напечатанная фотография. Цвет экземпляра из нашей коллекции с цветом на фотографии с коробки не совпадают.

У ВАС ЕСТЬ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭТИХ МОДЕЛЯХ? РАССКАЖИТЕ О НЕЙ МИРУ!