Click to order
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone
Лучшие модели советской автомобильной промышленности,
запечатленные в игрушках
- КОЛЛЕКЦИЯ -

АВТОПРОМ В ИГРУШКАХ

Когда в 1930-х советские педагоги и методисты разрабатывали классификацию полезных игрушек, то транспортные игрушки, попали сразу в несколько категорий. Специалисты считали, что они способствуют расширению кругозора ребёнка и помогают определиться с будущей профессией, по задумке педагогов желательно инженерной. Так что машинки, грузовички, тракторы и т.д. стали важной часть игры детей из СССР.
В нашей коллекции собраны как доступные по цене игрушки, так и «элитные», коллекционные, которые выпускались отдельными сериями.
ГАЗ-12 (ЗИМ)
Послевоенная модель Горьковского автомобильного завода, выпускавшаяся с 1949 по 1960 год, стала первым автомобилем представительского класса. Хотя первые лица на ней все-таки не ездили, достать этот автомобиль в продаже гражданам не из политической номенклатуры было практически невозможно. Эта игрушечная копия, впрочем, не уступала по недоступности своей вдохновительнице. Тонкие детали кузова и подвески сделаны как у настоящей, вплоть до того, что на фирменной эмблеме угадываются черты оленя.
Игрушка управлялась гибким валиком, поэтому ребёнок мог направить машину вперёд и назад, лишь бы хватило длины валика.
Машинки из нашей коллекции с номерами ЛЕ 62-45 выполнены в сиреневом и розовом цветах, но были и другие расцветки. Голубая коробка имела рисунок самого ГАЗ-12 на верхней поверхности и боковых поверхностях, а также эмблему завода-изготовителя.
ГАЗ-13 "ЧАЙКА"
Игрушка выпущена на заводе-производителе, однако при всей одинаковости конструкции кузова мало детализирована. Окна у неё и вовсе непрозрачные. Выпускалась в одной серии с ГАЗ-14, о чём свидетельствует одинаковый дизайн коробок: рыжий цвет и фотографическое изображение реальной модели.
ГАЗ-14
По сравнению с ГАЗ-13, эта игрушка получила не только больше деталей на самом кузове, но и пластмассовый салон, виднеющийся сквозь прозрачные окна.
ГАЗ-24
В отличие от предшественницы, эту машинку собирали в Энгельсском приборостроительном объединении «Сигнал» и она ездила благодаря простом заводному механизму у дверцы переднего пассажирского сидения.
В нашей коллекции два вида ГАЗ-24. У одного машинки различаются цветом пластмассовых стёкол (голубоватые или жёлтые). Их коробка выглядела проще, чем у машинок ГАЗ: инструкция напечатана на боковой стороне, а сверху — рисунок модели с минимумом деталей.
Второй ГАЗ-24 в нашей коллекции сделан более искусно. У него проработанный красный салон и диски шин, а также есть номер 19-84 ГОЛ. Но, в отличие от оригинала, у него не две передние фары, а четыре. В предыдущей версии игрушки фары стоят на месте, чем соответствуют прототипу.
ГАЗ 31-02 "ВОЛГА"
Автомобиль директоров советских заводов и председателей профсоюзов в одной из игрушечных версий вышел таким же солидным. Игрушка была почти 30 см, имела поворотные колеса и проработанный салон из пластмассы, изготавливалась на родном Горьковском автомобильном заводе.
Даже коробка у неё была солидная: жёлтая и с монохромной гравюрой на картонной «крышке».
Ещё одна версия «Волги» — с белым салоном.
"ВОЛГА"
А эта «Волга» особенная в нашей коллекции, потому что она — сборно-разборная. Её выпускали на московском заводе игрушек «Кругозор» для детей 7–12 лет. Довольно сложно определить, к какой модели «Волги» делается отсылка, но вероятно, что она должна была обладать универсальным кузовом.
Сама коробка выполнена в минималистичном виде: белый картон, чёрные контуры и красные акценты. Хотя инструкция по сборке давалась только на «Волгу», сами производители отмечали, что порядок деталей можно менять и собирать другие виды машинок (например, без крыши).
Игрушечную копию колесившего по Советскому Союзу «Запорожца» выпускали на том же заводе, где производили оригиналы, — Запорожском автомобильном заводе «Коммунар». Машинки отличались между собой не только цветом кузова, но и салона.
ЗАЗ-966
Одна серия игрушек была менее детализированной, и её цветовая гамма состояла из красного и белого цветов. Коробки были оформлены в едином стиле, и машинка на коробках была неизменно пастельного оранжевого цвета.
Ещё одна серия машинок выходила в голубом и зелёном цвете, и машинка, нарисованная на коробке, у неё тоже была зелёной.
Совсем внешне «скромной» была вот эта зелёная машинка, у которой не было ни одной примечательной детали, кроме белых колёс. Зато, как мы думаем, такая игрушка была «неубиваемой» — её можно было пускать по любым поверхностям.
ЗАЗ-968
Эти игрушки с электромеханическим приводом выпускали в 1980-е так же на ЗАЗ.
Но есть и любопытная деталь: в коробку с игрушкой клали одинаковую инструкцию для ЗАЗ-968 и для ЗАЗ-968М, хотя в реальности эти модели разделяли почти 8 лет работы инженеров и изменения в конструкции корпуса машины.

Ещё одна изюминка: у желтой версии машинки набор передних фар отличается от реального. В реальной модели их две, а здесь четыре.
If a building becomes architecture, then it is art
ВАЗ-2121 "НИВА"
Даже если тольяттинские работники АвтоВАЗа сменили название этой машины на LADA 4x4, в народе она всё равно останется старой-доброй «Нивой», выпускающейся с 1977 года. Её узнаешь сразу по наличию всего двух дверей и по пассажирским сидениям прямо над задними колёсами. В нашей коллекции «Нива» представлена в оранжевом цвете, но расцветок было гораздо больше.
ВАЗ-2101 "ЖИГУЛИ"
Ещё одна легенда отечественного автопрома, которая, по сравнению с реальной «Волгой», была доступна большей части населения и гордо носила прозвище «копейка». У нас она с белой подвеской и фарами, а также прозрачными стёклами и проглядывающим за ним салоном.
РАФ-2203 "ЛАТВИЯ"
Это в нынешние времена и машины скорой помощи, и маршрутки в России ассоциируются с «ГАЗелью», а в СССР именно Рижская автобусная фабрика снабжала городские службы нужным транспортом. Наша мини-копия жёлтая, но машинки были и в других цветах.
УАЗ-469
Внедорожник, получивший кличку «бобик», выпускался с 1969 года и успел разойтись по всему СССР. В игрушечном виде он получил абсолютно не мыслимую в реальности раскраску, зато имел запасную шину на дверце багажника. Далеко не каждая игрушка могла такой похвастать!
Коробка оформлена довольно скромно: никаких рисунков машины, только название модели.
СКУТЕР
Творение Московского завода металлической и пластмассовой игрушки «Юный техник» держалось на воде и могло плыть самостоятельно благодаря микроэлектродвигателям, работающим на батарейках. Правда, по этой же причине обращаться со скутером надо было очень бережно и не погружать его глубже линии, соединяющей палубу с корпусом. Ребёнок мог поменять направление движения, поворачивая мотор вместе с гребным винтом в нужную сторону.
Скутер носил имя «Москва». Его рулевой одет в форму, а очки на его лице защищают глаза от капель. Рядом с единственным изображением на верхней части коробки — рисунком скутера — напечатана информация о заводе, производственные номера и цена — 2 рубля 45 копеек.
ТУРИСТСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
Кабриолет, отдалённо напоминающий ГАЗ-13 «Чайка», выпускал Ленинградский завод металлоизделий. Машинка отличалась хорошо прорисованной приборной панелью, а также бело-бирюзовым кузовом и яркими клетчатыми сидениями, которые навевают мысли об отдыхе.
Игрушка продавалась в белоснежной картонной коробке, для оформления которой использовались те же цвета, что и в деталях игрушки.
ВАЗ-2103 "ЖИГУЛИ"
Игрушечная версия машины снаружи практически полностью повторяла реальный прототип, попавший в массовое производство в 1972 году. У неё был собственный металлический номер — КШС 19-78, сияющие металлические диски и чётко угадывающийся значок завода-изготовителя и решётка-«тёрка». Салон автомобиля был сделан проще, выполнен в чёрном цвете, содержал только руль и набор необходимых сидений.
ИГРУШКА ТРАНСПОРТНАЯ
Краснодарское производственное объединение «Радуга» выпускало под этим названием целую серию транспортных средств без какого-либо заводного механизма: от легковушки до трактора. В нашем распоряжении имеется легковой автомобиль, выполненный в цветах ГАИ СССР. Все детали на нём не выбиты и не приклеены, а просто напечатаны.
На коробке была только картинка с мальчиком, смотрящим на варианты игрушек, и производственные данные.
ВЕЗДЕХОД "ТАЙГА"
С таким вездеходом Московского опытно-экспериментального завода «Огонёк» действительно можно пройти любой бурелом! В отличие от многих советских игрушек, эта открывала простор для взаимодействия. Во-первых, у неё снимался верх кабины, что позволяло посадить внутрь на жёлтые сидения маленькие игрушки. Во-вторых, она работала от пульта управления, поэтому могла ездить в разные стороны. В-третьих, когда этот зелёный вездеход двигался вперёд, у него автоматически зажигались фары.
Инструкция по использованию игрушки была напечатана на боковых сторонах коробки и сопровождена иллюстрациями.
НИВА "ГАИ"
Харьковский завод «Электроприбор» делал несколько версий игрушечных «Нив».
Первая была инерционной: ребёнок «заводил» игрушку, оттягивая её назад, а когда он отпускал руку, машинка ехала туда, куда были повернуты её колёса.

Игрушку отличали проработанные детали: чёткие контуры надписей на боковых дверцах, объёмные сидения в салоне, тонкая решётка радиатора и мельчайшие сигналы поворота, диски со звездой внутри. А её расцветка напоминала покраску реальных машин ГАИ того времени.
Она продавалась в оранжево-жёлтой коробке с рисунком машины. Кстати, в нашем случае цвет машинки на коробке и вживую совпадают.
НИВА "ПАТРУЛЬ"
Вторая версия «Нивы» от харьковского «Электроприбора» была уже электронной. Благодаря этому у неё загорался «маячок» на крыше и включался звук сирены.
Хотя детализация кузова у неё осталось такой же, как у инерционного варианта, из-за электронного механизма внутри стёкла патрульной «Нивы» стали непроницаемыми. Кроме того, её расцветка была абсолютно фантастической. В СССР ездили милицейские машины чёрного цвета с красными полосами, однако в таких пропорциях эти краски на «Нивы» не наносили.
Дизайн коробки тоже претерпел изменения. В отличие от окраса игрушки, он был выдержан в строгой бело-сине-жёлтой гамме с чёрными деталями.
ТРОЛЛЕЙБУС
Этот общественный транспорт для детских игр выпускал Харьковский завод игрушек «Салют». Как и многие другие игрушки из его серии, троллейбус работал по инерционному принципу.

Он сделан из бело-синей пластмассы в типичной для того времени раскраске. Отличие от реальных заключалось в цвете штанги — у игрушки она красная. Салон троллейбуса не был детализированным, но в нём можно разглядеть несколько пассажирских сидений, кресло водителя, руль и приборную панель. Вместо номера в передней части кузова стояло название завода.
Забавно, что на самой коробке от игрушки не было названия троллейбуса. Одна из возможных причин — желание производителя оптимизировать производство и сэкономить на изготовлении отдельной коробки для каждого вида игрушки.
ВАЗ-2101
Эта «копейка» выходила на заводе с длиннейшим по нынешним меркам названием. Её выпускал Клецкий механической завод Минского Ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения имени В. И. Ленина!

У игрушки были блестящие диски и детали подвески, открывались передние дверцы, поэтому в салон можно было посадить мелкие фигурки, а на номере красовалась гравировка названия модели — 2101-ВАЗ. Ещё бы у машинки были боковые окна, и вообще вышла бы идеальная игрушка!
Она выходила не только в нескольких цветах: сером, красном, голубом — но и в разной упаковке. Сначала машинки продавались в картонных коробках в жёлто-красной расцветке. Позднее картон заменили на пластиковую прозрачную упаковку с чёрной подложкой, сквозь которую видно и цвет, и детали машинки.